[Греч. Νικηφόρος ὁ Κλαροντζάνης] († ок. апр. 1645, Молдавское или Валашское княжество), патриарх Александрийский (с 1639). Род. на о-ве Крит, до Патриаршества носил имя Николай. В сане иеромонаха прибыл в Молдавское княжество во время 2-го пребывания на господарском троне Мирона Барновского (апр.- 2 июля 1633), возможно, по рекомендации патриарха Иерусалимского Феофана IV, который совершил неск. поездок в Молдавское княжество для сбора пожертвований. Иером. Николай стал духовником молдав. господаря Василе Лупу (1634-1653), а также занимался подготовкой священнослужителей.
В 1639 г. иером. Николай находился в К-поле в качестве дидаскала и богослова Великой ц. После смерти в Тырговиште Александрийского патриарха Митрофана Критопулоса (апр./май 1639) он был 16 мая избран его преемником (по настоянию Василе Лупу) и получил имя Никифор. Церемонию интронизации 26 мая возглавил К-польский патриарх Кирилл II Контарис. Сведения об этом событии сохранились в донесениях посла Свящ. Римской империи Й. Р. Шмида кардиналу А. Барберини (от 30 мая 1639). Шмид считал Н. К. высокообразованным человеком, непримиримым к протестантизму, и верил, что патриарх Кирилл II найдет средства, чтобы склонить нового Александрийского первосвятителя к сближению с Римским престолом (Hurmuzaki. 1882. Vol. 4. Pt. 1. P. 642-643). Перед отъездом в Египет Н. К. посетил Яссы, чтобы отблагодарить господаря Василе Лупу за оказанную поддержку, и Тырговиште, где намеревался забрать имущество покойного Митрофана Критопулоса, о чем сообщал в окружном послании к егип. пастве летом 1639 г. (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1889. Σ. 502; Idem. 1891. Τ. 1. Σ. 349). Первая подпись Н. К. в документах Александрийской Патриархии датируется 5 окт. 1639 г.
Чтобы отдать долги, накопившиеся у Александрийской Церкви в течение длительного времени, Н. К. воспользовался щедростью молдав. господаря, опиравшегося в своей политике на поддержку Восточных Церквей и предоставлявшего правосл. духовенству значительные пожалования. Одновременно Н. К. просил помощи у рус. царя Михаила Феодоровича, к-рому передал письмо от 25 авг. 1639 г. через греч. купца Константина Евстафьева (Остафьева), названного патриархом духовным сыном. Н. К. с огорчением отмечал, что ему не была отдана милостыня, к-рую московский царь адресовал его предшественнику по кафедре Митрофану, и просил вновь прислать царское «жалованье» (рус. пер.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 7. Л. 13-16). Из Александрии 25 окт. 1639 г. Н. К. отправил письмо патриарху Московскому Иоасафу I, которого просил не оставлять его престол милостыней, подобно покойному патриарху Московскому Филарету (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 160). В ответ на эти просьбы с Константином Евстафьевым Н. К. была передана царская грамота, датированная 14 февр. 1640 г., в которой патриарху сообщалось о пожалованной ему милостыне и высказывалась просьба о молитве за царя и всю его семью (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 7. Л. 48-49). По царскому указу патриарху было отправлено 4 сорока соболей на 150 р. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 7. Л. 46; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 211-212). Благодарственный ответ Н. К., присланный с Константином Евстафьевым, датирован 22 окт. 1640 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1641 г. Д. 14. Л. 12-19; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 220-221). В то же самое время до Москвы доходили слухи и предупреждения о присылаемых поддельных грамотах Н. К., возможно именно в связи с отъездом патриарха в Александрию. К-польский патриарх Парфений I, от имени которого также писались «воровские нарядные грамоты», учинил следствие об этом и, обнаружив подделки, уничтожил их (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 8. Л. 47; Ченцова. 2008. С. 223).
Согласно подсчетам А. И. Пападопуло-Керамевса, основанным на подписях Н. К. в документах и сроках назначения им наместников, патриарх находился в Египте с 5 окт. 1639 по 8 нояб. 1640 г., с 20 февр. по 26 сент. 1641 г., с янв. по авг. 1642 г. (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1889. Σ. 503). По мнению ряда авторов, он мог вместе с патриархом Феофаном Иерусалимским и Мелетием Сиригом участвовать в заседаниях Ясского Синода 15 сент.- 27 окт. 1642 г. (см.: Schelstrate. 1739. Pars 1. P. 404-405), посвященных рассмотрению «Исповедания православной веры» митр. Киевского Петра (Могилы). В кон. 1642 г. Н. К. уже определенно находился в Египте, поскольку 20 дек. эпитропы Н. К.- драгоман Антонио Грилло и скевофилак Великой ц. Христофор сообщили в Москву о получении ими вновь посланной Н. К. милостыни, к-рая была отправлена ими патриарху в Александрию (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 190).
Связи Н. К. с греками, к-рых из-за их деятельности в роли дипломатов-посредников и информаторов Посольского приказа было принято называть «политическими агентами», не ограничивались Константином Евстафьевым. На одном из листов вестового письма грека Иоанна Варды Тафрали (Ивана Петрова), датированного 15 дек. 1644 г., в котором приводятся сведения о только что начавшейся Критской (Кандийской) войне, обнаруживаются оттиски 2 печатей Н. К. По-видимому, патриарх с большим беспокойством воспринял известия о разгоревшемся на его родине противостоянии Венеции и Османской империи (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. № 219. Л. 1; № 227. Л. 1; № 234. Л. 1).
В 1644 г. в поисках источников помощи для Александрийской Церкви Н. К. совершил поездку в Грузию (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1889. Σ. 503). Оттуда он прибыл в К-поль, где в сент. 1644 г. вместе с патриархом Антиохийским Евфимием III подписал акт об избрании патриарха К-польского Парфения II (Σάθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 577). Здесь Н. К. приложил немало усилий, чтобы аннулировать разрешение патриарха К-польского Парфения I, данное в авг. 1643 г. архиепископу Синайскому на совершение литургии на подворье Джувания в Каире: наличие альтернативного центра богослужения лишало Патриархию последних доходов. В янв. 1645 г. патриарх Парфений II адресовал господарю Василе Лупу окружное послание, в к-ром поддержал Н. К., и молдав. господарь впосл. также встал на их сторону (подробнее о конфликте см. в статьях Екатерины великомученицы монастырь на Синае; Иоанникий, патриарх Александрийский; Нектарий, патриарх Иерусалимский).
Проблемы, связанные со статусом Cинайcкого монастыря, помешали Н. К. предпринять путешествие ко двору царя Михаила Феодоровича. В письме от 5 янв. 1645 г., переданном в Москву греками Николаем Павловым и Фомой Ивановым, Н. К. отмечал, что вынужден из Молдавского княжества, где тогда находился, вернуться в Александрию, поскольку опасается, как бы там «злые люди... не учинили каких проторей», а также сообщал о кончине патриарха Феофана Иерусалимского (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 21. Л. 22-25; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 278-280; Ченцова. 2006. С. 98). О невозможности приехать в Россию Н. К. писал и в послании от 22 янв. того же года, привезенном царю александрийским архим. Варфоломеем. На этот раз Н. К. просил для Патриаршего престола 4 иконы и архиерейскую митру, присланную уже его преемнику (Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 289). 20 янв. Н. К. адресовал письмо царице Евдокии Лукьяновне, в к-ром просил подать «утешение... словом и делом» бедствующей Александрийской Церкви (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 27. Л. 3-13, 14-24; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 290). Архим. Варфоломей передал в Москве дары Н. К.: царю - мощи прав. Лазаря, резной крест и смирну; царице - мощи равноап. Марии Магдалины; царевичу Алексею - мощи свт. Иоанна Златоуста, а также др. подношения всем членам царской семьи (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 27. Л. 43; Д. 15. Л. 108-109; Д. 33. Л. 19-20).
Жалобы на невозможность из-за «агарян» (но, разумеется, прежде всего из-за конфликта с синаитами) приехать в Москву не помешали Н. К. надеяться на получение материальной помощи от царского двора; он также снабжал своими письмами (сохранившимися в греч. подлинниках и рус. переводах) др. просителей милостыни, отправлявшихся в русскую столицу (см., напр., письмо о греке Иване Митилинском: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 20. Л. 14-15, 26-28). Как следует из письма царю о греке-купце Палеологе Кантакузине (Павле Яковлеве) от 1 февр. 1645 г., оно было составлено Н. К. в Яссах; там же Н. К. поставил подпись под посланием о пожаловании милостыни жившему в Молдавском княжестве греку Зафирию (Захарию Юрьеву) от дек. 1644 г., подписанным также патриархом К-польским Парфением II (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 221, 227; Оп. 1. 1645 г. Д. 34. Л. 1-4, 8-11). Весной 1645 г. митр. Палеопатрский Феофан привез адресованное царю письмо Н. К. (от 18 февр. 1645), в к-ром тот сообщал о разорении Восточной Церкви, поставлении патриарха Парфения II и рекомендовал митр. Феофана в качестве посланца в Московское гос-во (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 229; Оп. 1. 1645 г. Д. 32. Л. 40-45, 60-65; Ченцова. 2006. С. 127-128, 150 (фото); Eadem. 2007. P. 163. Ill. 3). Одновременно в Москву приехал грек Афанасий Иванов с братом и передал царю письмо, датированное 27 февр. 1645 г., в котором Н. К. просил прислать ему милостыню через отправившегося в Москву архим. Варфоломея (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 33. Л. 15-20).
Последние сохранившиеся грамоты Н. К. в Москву были привезены уже после его кончины: письмо о пожаловании милостыни Парфению, митр. Бутротскому и Гликейскому, и братии мон-ря св. Доната в Ст. Эпире, подписанное также патриархом Иерусалимским Паисием, было написано 26 марта 1645 г., а передано митр. Парфением в янв. 1646 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 232; Оп. 1. 1646 г. Д. 11. Л. 17-23; Ченцова. 2011. С. 74-75); письмо о пожаловании милостыни греку-ювелиру Константину, датированное 15 апр. 1645 г., было привезено в марте 1647 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1647 г. Д. 20. Л. 16-20).
Летом 1645 г., когда архим. Варфоломей еще находился в Москве, сюда приехал др. александрийский архимандрит, Макарий, с посланием патриарха Александрийского Иоанникия (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 241, июль 1645), в к-ром сообщалось о кончине Н. К. и высказывалась просьба о пожаловании милостыни уже новому предстоятелю (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 47). В сент. 1648 г., спустя неск. лет после смерти Н. К., патриарх К-польский Иоанникий II Линдиос в грамоте царю Алексею Михайловичу просил пожаловать милостыней племянника покойного патриарха, Мелетия, архимандрита Никольского мон-ря близ Ретимно на Крите. Согласно посланию, семья Мелетия пострадала в ходе Кандийской войны от осаждавших остров османских войск (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 318; Ченцова. 2011. С. 74-75).
Н. К. принадлежит один из греч. вариантов Сказания о вмч. Иоанне Новом, Сочавском, и службы, посвященной этому святому (после 1643). Версия Н. К. является вольной переработкой румын. перевода (со славянского) митр. Молдавского Варлаама (Моцока) с привлечением устной молдавской традиции, которая присутствует и в летописи современника Н. К.- Григоре Уреке. Перевод Мученичества и службы был издан на средства соотечественника Н. К. Фомы Буюкиса в Яссах в 1819 г.